Боевые искусства Японии

Искусство ведения одиночного боя пришло в Японию из древнего Китая. Историческое понятие "воинского искусства" (китайское — "у-шу", корейское — "тэквон-до", вьетнамское — "во-дао", японское — "бу-дзюцу") включало все области человеческой деятельности, относящейся к войне и к военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельбу и метание снарядов, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии и т. д. Соответственный психофизический тренинг, отличающийся, помимо всего прочего, глубоким философским содержанием, составлял неотъемлемую часть любого вида у-шу.

На протяжении веков обучение солдат или крестьян в повстанческих отрядах шло по облегченной программе классического у-шу с целью добиться определенной культуры движений, навыков владения основными видами оружия, верховой езды. Настоящие же мастера проходили многолетний курс обучения в монастырях или закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны цигун — техники управления жизненной энергией организма, абсолютным оружием древности. Только эзотерические школы, располагавшие обширными, детально разработанными методиками тренировок, могли дать мастеру ключ к совершенству в кэмпо — искусству борьбы. Прямое значение японского слова "кэмпо" — "Учение кулака". Если в Китае под аналогом кэмпо — цюань-фа — понимается чаще кулачный бой без оружия, то в Японии понятие кэмпо включает любые систематизированные виды борьбы, в которых допускается использование оружия.

Кэмпо — это сложный комплекс духовной и физической культуры, начавший складываться с глубочайшей древности. В этом учении легко обнаружить элементы даосской философии с ее идеями Пустоты, борьбы сил Инь и Ян и взаимодействия пяти Первоэлементов, йоги, китайско-тибетской медицины, "бионики" (наблюдения за повадками животных), ритуальных боевых танцев различных племен, военной науки древнего Китая, дзэн-буддистской психотехники, а также конфуцианских этических норм становления и развития человеческой личности.

Исторически сложились две ветви кэмпо: даосская и буддистская. Даосская ветвь породила школы мягкого, или внутреннего направления, где делался упор на биоэнергетическое совершенствование организма, искусство управления "ци", что позволяло многократно усилить изощренные приемы рукопашного боя. Местом зарождения "внутреннего" направления считается гора Удан в провинции Хубэй, где некогда жил легендарный отшельник-воитель.

Монастырские буддистские школы, ведущие происхождение от чаньской обители Шаолинь, предпочитали так называемое "внешнее" направление (вай-цзя), в котором особое внимание уделялось закалке тела, скорости и силовым качествам, т. е. всего того, что сейчас у нас ассоциируется с понятиями кун-фу и каратэ.

Внутри каждого направления существовали большие школы, связанные с личностью какого-либо выдающегося мастера. Многим известны школы Дракона, Тигра, Леопарда, Журавля, Змеи, Богомола, Обезьяны или Пьяницы. Кэмпо стало родоначальником большинства боевых искусств Японии. На его основе был создан буси-до — военно-моральный кодекс самурайского сословия.

Одним из символов Японии, таким же, как гейши, икэбана и чайная церемония, является борьба гигантов — сумо. Этот вид борьбы насчитывает три тысячи лет и впервые упоминается в памятниках китайской письменности как сянпу. Считается, что первое официальное состязание сумо состоялось в Японии в провинции Идзумо в 230 г. до н.э. в присутствии императора Суйнин. Изначально сумо возникло как боевое искусство, и в свое время было взято на вооружение самураями. Но с XII века наметилось размежевание спортивного и боевого сумо, а с XVII в. сумо наряду с театром кабуки превратилось в одно из любимейших зрелищ горожан. Могучие рикиси — борцы сумо — становились кумирами всего взрослого населения городов. В эпоху Токугава окончательно оформились 72 канонических приема сумо, закрепился ритуал турниров, усовершенствовались правила, которые в неизменном виде дошли до наших дней. Ринг для борьбы сумо — дохё — представляет собой помост площадью 18 квадратных футов. Схватка происходит во внутреннем круге. Побеждает тот, кто заставит противника первым коснуться пола любой частью тела или вынудит его выйти за пределы ринга. Правила строго запрещают удары пальцами, кулаком, ребром ладони, а также удары ногами в грудь и живот, атаку в горло и пах. Отсутствие весовых категорий нередко приводит к тому, что на ринге встречаются заведомо неравносильные партнеры. Хотя техника, бесспорно, и играет очень важную роль в сумо, последнее слово обычно остается за борцом с большей массой.

Не меньшей, а, скорее, и большей известностью пользуются у нас легендарные ниндзя, адепты самого сложного, самого загадочного из всех воинских искусств — нин-дзюцу. Слово ниндзя в буквальном переводе означает "лазутчик". Корень слова — нин — переводится как "скрываться". Нин-дзюцу — искусство шпионажа, о котором могли бы только мечтать разведывательные службы XX в. Прошедшие сверхчеловеческую по трудности психическую и физическую подготовку, прекрасно владеющие всеми приёмами кэмпо с оружием и без оружия, ниндзя легко преодолевали крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой, а если надо — молчать под пытками и умирать достойно. Шпионы и диверсанты, продающие свои услуги тем, кто заплатит больше, ниндзя подчинялись неписаному кодексу чести и нередко шли на смерть во имя идеи. Несмотря на то, что ниндзя были объявлены людьми низшего сорта (хи-нин), париями, стоящими вне закона, они внушали уважение самураям. Многие предводители самурайских кланов оспаривали благосклонность опытных ниндзя, пытаясь привить своим дружинникам опыт нин-дзюцу.

Опорные базы ниндзя были разбросаны по всей стране, но естественным центром нин-дзюцу стали лесистые окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. Все базы и их явки были строго засекречены; более того, рядовые ниндзя не знали ни своих непосредственных руководителей, ни, тем более, высших иерархов. Общение шло через посредников.

Воспитание ниндзя начиналось с рождения. К трем годам юные воины были способны часами держаться на воде, совершать акробатические трюки на высоте, преодолевать препятствия. В юности они осваивали способы действия без использования зрения — с помощью слуха, обоняния, осязания. Физическая подготовка ниндзя продолжалась вплоть до наступления зрелости. Многие из мастеров владели и искусством гипноза. Арсенал ниндзя включал три категории оружия: средства для рукопашного боя, метательные снаряды и химические вещества, в том числе взрывчатые и яды.

С прекращением междоусобиц и упразднением самурайского сословия горные лагеря ниндзя были ликвидированы. Кое-что из арсенала ниндзя было взято на вооружение военной разведкой и полицией или перешло в область более современных видов борьбы — дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзю-до, айкидо и боевого каратэ.

В наше время традиции ниндзя были вновь возрождены на коммерческой основе в школе Хацуми Масааки.


автоинструктор орел | Стеклянные ограждения для лестницы стеклянные перегородки для офиса