Современное японское образование

На протяжении 70-х годов в Японии бурно развивалась экономика, в результате чего ее доля в мировом хозяйстве достигла 10%. Многие страноведы считают, что большую роль в этом подъеме сыграло образование.

Шестилетнее начальное обучение и первая ступень средней школы (три года) являются в Японии обязательными и бесплатными и охватывают почти 100% детей. Перевод на каждую следующую ступень обучения осуществляется только всем классом, поэтому нет таких явлений, как "перескакивание" одаренных детей через класс, отсев менее способных или второгодничество.

Вторая ступень среднего образования (три года) уже не является обязательной, но, тем не менее, охватывает около 97% соответствующей возрастной группы.

Пройдя 12-летний курс начальной и средней школы, 3,6% молодежи продолжает обучение в университетах или колледжах, а 12% получает высшее образование в специальных учебных заведениях. Таким образом, около половины соответствующей возрастной группы поступает в различные высшие учебные заведения, и практически все поступившие их заканчивают.

Примерно половина японской молодежи начинает работать после 12 лет обучения, остальные — после окончания высшей школы. Однако фактически, представители обеих групп приобретали специализацию, конкретные профессиональные навыки через систему повышения квалификации на рабочих местах, которую обязательно проходит каждый, кто поступает на предприятие или фирму. В широком смысле можно даже сказать, что формальное образование дает молодому японцу лишь половину необходимых знаний и навыков. Вторую же половину составляет профессиональная подготовка, которую он обязан пройти самостоятельно или в стенах нанявшего его предприятия.

На японских предприятиях за работником не закрепляются пожизненно одни и те же функции; овладев смежными профессиями и приобретя определенный опыт, он может рассчитывать на получение более сложных заданий, на продвижение по службе. В японских компаниях и фирмах нет найма рабочей силы на время и увольнения за ненадобностью. Здесь придерживаются, как правило, иной практики: каждый год предприятие или организация нанимает определенное число новых работников, занимающих вначале нижнюю ступень служебной лестницы; их сразу же начинают обучать необходимым навыкам или, если это нужно, переводят на другую работу внутри организации. В обеспечении такой учебы главную роль играет предприятие, однако, и сами молодые люди заинтересованы в расширении знаний.

Обществу, таким образом, необходимо, чтобы выпускники учебных заведений обладали определенной базой, а также способностями к дальнейшему освоению специальности на рабочем месте. Японцы не считают, что задача школы — выпускать "готовых" специалистов, не нуждающихся в дальнейшем обучении.

В начале 1987 г. был опубликован доклад о результатах совместного японо-американского исследования проблем образования в Японии и США. Японцы изучали ситуацию в США, а американцы — в Японии. В своем анализе американские специалисты отметили следующее.

В японском обществе престиж образования чрезвычайно высок. Успех в учебе равнозначен здесь успеху в жизни, это путь к повышению социального и материального статуса человека.

Японская система образования добивается поразительных результатов, которые являются плодом совместных усилий родителей, учащихся и педагогов. Ее действенность обеспечивается здесь историческими и культурными традициями, тесной связью предприятия и школы, наличием детских дошкольных учреждений, а на уровне начального и среднего обучения — возможностью получать дополнительные знания и навыки вне стен школы.

Девятилетнее обязательное базовое образование хорошо спланировано и обеспечивает высокое качество знаний. Средний уровень успеваемости и посещаемости в начальной и средней школе очень высок.

Японская система образования стимулирует учащихся на успешное овладение знаниями, поскольку учит эффективным методам освоения материала, создает способствующую учебной работе атмосферу, помогает комплексному воспитанию личности, ориентирует выпускников средней школы на выбор профессии.

Тем не менее, согласно этим исследованиям, система образования в Японии несовершенна. Ей недостает гибкости, учащиеся практически не имеют возможности выбора, не учитываются их индивидуальные склонности и запросы. С этим связана и еще одна проблема: при найме на работу слишком большое значение придается отметкам в дипломе.

Общепризнано, что в японском обществе не существует этнических различий. Кроме того, вследствие быстрой урбанизации и воздействия средств массовой информации все более сглаживаются региональные несоответствия. Массовое разрушение жилья и средств производства во время второй мировой войны и последовавшая вскоре после нее земельная реформа означали, что восстановление страны нужно было начинать с нуля в условиях, когда имущественное неравенство различных слоев населения стало не столь очевидным. Подавляющее большинство японцев отождествляло себя со "средним" классом.

В обществе, где 120 млн. человек составляют обширную и во многом, несмотря на социальную стратификацию и особенности региональной культуры, однородную группу без выраженных лингвистических или этнических различий, у способного человека есть определенный шанс добиться своей цели. С другой стороны, есть риск не выдержать конкуренции.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальное положение личности в таком обществе, становится образование. Поэтому диплом и престижность учебного заведения обретают огромное значение.

Как отмечалось выше, 97% молодежи заканчивают средние школы, а 48% — поступают в высшие учебные заведения. В Японии насчитывается 5 тыс. средних школ с 4600 тыс. учеников, 500 колледжей с 400 тыс. учащихся и 460 университетов с 1800 тыс. студентов. При столь значительных масштабах системы среднего и высшего образования работодатели имеют четкую методику подбора кадров, отдавая предпочтение выпускникам определенных учебных заведений. На деле это означает, что выпускников одних высших учебных заведений берут на ту или иную работу с большей готовностью, нежели других, которым автоматически отказывают в поступлении в ведущие компании и другие престижные организации. Фактически уже сами вступительные экзамены в университет представляют собой первую ступень отбора будущих кадров, поскольку от того, в какой именно университет поступит выпускник школы, в основном и зависит его судьба. Вся система обучения в целом служит, таким образом, своего рода механизмом, с помощью которого "сортируется" трудовой потенциал страны.

Чтобы лучше подготовить детей к экзаменам, родители стараются определить их в перворазрядные средние школы, а для этого, естественно, нужно закончить хорошую начальную школу. Так на каждом этапе усиливается конкуренция. Для того чтобы дети могли пройти всю эту длинную лестницу с хорошими отметками, многие родители определяют их еще и в частные школы, занимающиеся репетиторством — дзюку. Сами дети отнюдь не возражают против этого — наоборот, подгоняемые страхом отстать от одноклассников, они с усердием посещают дополнительные занятия.

В государственных школах при формировании классов не ставится цель отделить более способных от менее способных. Поэтому уровень успеваемости и знаний в пределах классов весьма различен: сильные ученики оказываются недостаточно загруженными, а слабые не поспевают за остальными. Выправлению таких диспропорций и способствует система частных уроков в дзюку: одаренные удовлетворяют здесь свои более высокие запросы, овладевая материалом, который может открыть им дорогу в "элитарные" университеты, а отстающие штудируют обычную школьную программу, пытаясь ликвидировать пробелы.

Помимо чисто учебных дзюку, существуют дзюку, обеспечивающие подготовку, не предусмотренную школьной программой: например, овладение искусством счета на соробане (японских счетах) или каллиграфии. Имеются также различного рода частные студии, где обучают рисованию, игре на фортепьяно, плаванию. К услугам таких заведений обращаются, конечно, не только ученики начальных и средних школ. В Японии насчитывается сейчас множество самых различных студий и курсов, посещаемых представителями различных профессий и возрастов: в них рабочие, служащие, студенты в свободное от работы или основных занятии время учатся вождению автомобиля, программированию, бухгалтерскому делу и т. п.

Среди молодежи популярны разнообразные курсы, объединяющие любителей не только кулинарии, плавания или тенниса, но и традиционных искусств (чайной церемонии, икэбаны, различных ремесел).