Литература Японии.

Первые письменные памятники Японии относятся к VII-VIII вв. н. э. Это "Свод законов Тайхорё", историко-мифологический свод "Кодзики", историческая хроника "Нихонги" и историко-географические описания провинций тогдашней Японии "Фудоки". Самым ранним, дошедшим до нас собственно литературным памятником является появившаяся во 2-й половине VIII в. поэтическая антология "Манъёсю", в которой наряду с произведениями крупнейших поэтов — Хитомаро, Акахито, Окуры — представлена также анонимная и фольклорная поэзия. Этот ценнейший памятник японской культуры полностью сохраняет свое эстетическое значение до наших дней, он дает возможность проследить процесс становления литературной поэзии и формирования ее ведущих жанров, в том числе широко известных пятистиший танка.

Дальнейшее развитие лирическая поэзия получила в антологии "Кокинвакасю" (922 г.), лучшие поэты которой — Аривара-но Нарихира, Ки-но Цураюки, поэтесса Оно-но Комати — создали изысканный поэтический стиль и канонизировали художественные приемы танка.

IХ-ХI века характеризуются возникновением в японской литературе ряда повествовательных жанров. Первым прозаическим художественным произведением была повесть "Такэтори-моногатари". Под влиянием поэзии складывается жанр лирической повести (ута-моногатари), в которой сочетаются стихотворный и прозаический тексты. Лучшим образцом этого жанра признана "Исэ-моногатари" ("Повесть Исэ", X в.). Появляется жанр эссе — дзуйхицу, основоположницей которого считается писательница Сэй Сёнагон, автор "Записок у изголовья" ("Макура-но соси", кон. X в. - нач. XI в.). Перу другой выдающейся писательницы — Мурасаки Сикибу принадлежит один из первых романов в мировой литературе 'Тэндзи-моногатари" ("Повесть о Гэнд-зи", нач. XI в.). Оживление политических и культурных контактов с континентом сопровождалось широким распространением китайских и других сюжетов (сборник "Кондзяку-моногатари", XII в.).

Продолжительные междоусобные войны (начиная с XII в.) и выход на историческую арену военно-феодального сословия самураев вызвал к жизни появление жанра военной эпопеи — гунки, в которых прослеживается процесс формирования и трансформация идеологии самураев. Наибольшей известностью среди гунки пользуются "Хэйкэ-мо-ногатари" ("Сказание о доме Тайра", XIII в.) и "Тайхэйки" ("Повесть о великом мире", XIV в.). В поэзии получает распространение жанр рэнга, представляющий собой своеобразную стихотворную цепь, распадающуюся на отдельные звенья. Появилось множество антологий ("Син-Кокинвакасю" и др.). В этот период продолжал развиваться и жанр дзуйхицу ("Цурэдзурэгуса" Кэнко-но Хоси и др.). В связи с развитием городов и торговли в XVI-XVII вв. наступает расцвет литературы третьего сословия (в Японии — третьего и четвертого сословий, т.е. ремесленников и торговцев). Крупнейшим писателем этого периода является Ихара Сайкаку; в его произведениях, таких, как "Пять женщин, предавшихся любви", нашла отражение жизнь японских горожан эпохи развитого средневековья. В области драматургии огромное значение имело творчество Тикамацу Мондзаэмона, создавшего жанры исторической и бытовой драмы — дзидайгэки и сэвамоно. В поэзии в это время ведущим жанром становится трехстишие — хайку. Поэтами, создавшими шедевры в этом жанре, были Мацуо Басе, Ёса Бусон, Кобаяси Исса. В XVIII-XIX вв. в творчестве Такидзавы Бакина получает развитие жанр дидактического романа ("История восьми псов", 1814). В рамках нравоучительной литературы дебютировал Уэда Акина-ри, однако литературную славу писателю принесли новеллы приключенческого романтического содержания ("Луна в тумане", 1768). Бытовой роман в жанрах кибёси и коккэйбон, рисующих в комических тонах сценки из городской жизни, представлен творчеством Сикитэя Самбы — автора повестей "Современная баня" (1808-13) и ''Современная цирюльня" (1813-14).

Кон. XIX — нач. XX вв. — одна из самых бурных и сложных эпох в истории японской культуры. После революции Мэйдзи под влиянием изменений в общественном укладе и стремительного проникновения в страну европейского искусства и литературы начался процесс формирования новых типов и форм художественного видения.

Начало поэзии новых форм в Японии было положено деятельностью плеяды романтиков кон. XIX в., деятелей "движения за стихи нового стиля", которые выступали за полный разрыв с классической традицией в области формы и образности, за создание поэзии европейского типа. Однако если в прозе Мэйдзи уже наметилось слияние литературного языка с разговорным, в поэзии еще целиком и полностью господствовал "высокий стиль" старописьменного языка бунго.

Наступление "золотого века синтаиси ("стихи нового стиля") было ознаменовано выходом романтического сборника Т. Симадзаки "Молодая поросль" (1897). Вышедшие в нач. XX в. сборники стихов К. Сусукиды и А. Камбары стали связующим звеном между поэзией романтизма и символизма. Расцвет символизма в Японии был подготовлен усилиями Б. Уэды, К. Нагаи, О. Мори и др. писателей, впервые познакомивших в переводах японских читателей с творчеством Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме и других европейских поэтов-символистов. В то же время теории западного символизма оказалась во многом созвучна средневековая японская поэтика, выдвинувшая принципы югэн ("сокровенного смысла"), ваби ("печали вечного одиночества"). Среди известных представителей японского символизма можно назвать X. Китахара и Р. Мики.

Господствующим направлением в литературе 10—20-х гг. стало течение натурализма (сидзэнсю-ги). В творчестве лучших его представителей — С. Футабатэя, Р. Токутоми, С. Нацумэ, Д. Куникиды, Т. Симадзаки — нашли отражение черты критического реализма. Большое распространение получил жанр эгоромана (ватакуси сёсэцу — "роман о себе"), начинателем которого считается К. Таяма.

Во втором десятилетии XX в. в литературе появляется ряд новых тенденций, представляющих собой отход от принципов натурализма. Зарождается течение неоромантизма, представители которого — К. Натай, Д. Танидзаки, М. Киносита — называли себя также "группой эстетов" (тамбиха).

Течение неосенсуализма (синканкакуха) выдвинуло таких известных писателей, как Я. Кавабата, Р. Ёкамицу, X. Сато и других, видевших идеал прекрасного в простоте и естественности человеческих отношений, в слиянии человека с природой. В поэзии сенсуалисты — С. Хагивара, С. Мура, Б. Ямамура — явились предшественниками многочисленных модернистских течений и школ. Сборники стихов Хагивары "Вою на луну" (1917) и "Синя кошка" (1923), положили начало лирической традиции гэндайси — "современных стихов" новейшего времени.

Одним из крупнейших писателей этого периода является Р. Акутагава — блестящий стилист и глубокий психолог. В период 1—2-ой мировых войн японская литература отличалась сильной милитаризованной направленностью, а рамки цензуры действовали очень жестко.

Сразу же после окончания второй мировой войны в печати выступили старые признанные мастера. В 1946 г. было опубликовано несколько произведений К. Нагаи, в том числе "Дневник Кафу" и "Дневник охваченного бедствием". В том же году появились рассказ Н. Сиги "Луна пепельного цвета" и роман Дз. Танидзаки "Мелкий снег". В созданных затем романах "Ключ" (1956) и "Дневник безумного старика" (1962) Танидзаки обратился к занимавшей его на протяжении всей жизни теме красоты и любви как разрушительных сил, несущих гибель тем, кто попадает под их власть.

Послевоенный период оказался плодотворным и для Я. Кавабаты, создавшего в это время ряд выдающихся произведений, за которые он был удостоен в 1968 г. Нобелевской премии.

Во второй пол. 50-х гг. на литературную арену вышло так называемое поколение "третьих новых" ("дайсан-но синдзин") — С. Ясуока, Д. Ёсиюки, , Д. Сёно, Н. Кодзима и др. В их творчестве социально-политическая проблематика уступает место изображению повседневных будней человека, анализу его внутреннего мира, тех нравственных коллизий, с которыми он сталкивается в современной жизни. Вследствие интереса к описанию своего личного опыта эти писатели получили также название "обращенного в себя", или "интровертного" поколения ("найко сэдай").

Крупные достижения в современной японской прозе связаны с именами К. Абэ, Т. Кайко и К. Оэ. В созданных Абэ в зрелую пору его творчества таких произведениях, как "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), "Человек-ящик" (1973), писатель рисует аллегорическую картину больного, уродливого мира, в котором человек лишен возможности вести достойное существование. Новые грани конфликта между личностью и обществом отразил в своем творчестве Т. Каика (романы "Японская трехгрошовая опера" (1959), "Летняя тьма" (1972). В творчестве К. Оэ отразились многие черты духовной биографии его сверстников — "опоздавшего поколения". В своих лучших произведениях — романах "Опоздавшая молодежь" (1962), "Объяли меня воды до души моей" (1973), "Игры современников" (1979) и др. Оэ поднимает важнейшие философские и морально-этические проблемы, стоящие перед современным человечеством. В 70-е гг. японской критикой было отмечено появление двух новых талантливых писателей — К. Накатами и Р. Мураками.

В целом современная японская литература характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами литературного развития, в ней ежегодно появляются десятки новых имен, возникают новые тенденции. Главное направление литературного процесса определяется стремлением писателей найти адекватную художественную форму освоения сложнейших проблем и противоречий современности.