Японская музыка

Самыми ранними свидетельствами наличия на Японских островах музыкальной культуры являются обнаруженные в ходе археологических раскопок окарина (цутибуэ) и каменный свисток (ивабуэ). Эти инструменты датируются периодом Дзёмон. В то время, несомненно, музыка являлась составной частью магических ритуалов.

В период Яёй музыка сопровождала обряд похорон, а также земледельческие обряды: весеннего посева и осенней жатвы. Среди инструментов этого периода известны гогэнкин (аналог пятиструнной цитры), кэи (тип окарины), ритуальные колокола дотаку, кото.

С образование государства Ямато, приходом синтоизма (VII в.) и возникновением соответствующих фольклорных мистерий, возник пласт музыкальной культуры, который получил название нихон корай-но онгаку. В это время подобный стиль играл роль классики. С XII в. в Японию проникают музыкальные стили Китая и Кореи. Как попытка сохранения национальных традиций возникает классический стиль гагаку, реставрировавший музыкальные стили раннего средневековья.

С усилением самурайства, объединением синтоизма и буддизма возникает множество музыкальных жанров. Распространяется дворцовая музыка, возникают имаё ута — простонародные песенки, исполняемые певицами и профессиональными танцовщицами — предшественницами гейш. Во многих местах устраиваются развлекательные сценки сайгаку и представления дэнгаку, связанные с земледельческими обрядами. Большой популярностью стала пользоваться музыка, исполняемая странствующими буддистскими монахами, а также хэйкёку (сказы), исполняемые под аккомпанемент бива (тип лютни) и посвященные борьбе феодальных родов Тайра и Минамото.

В период Асикага возникает театр Ноо, а после падения сёгуната Токугава (1868) он становится общедоступным. В основе музыкальной традиции ноо лежит так называемая вокальная монодия (ведущая роль принадлежит солисту или ансамблевому унисону) в сопровождении инструментальной группы (флейты нокан и трех барабанов — коцуд-зуми, оцудзуми и тайко).

В XVII в. к Японии были присоединены острова Окинава, население которых обладало самобытной культурой и имело широкие связи как с островами, так и с материком. Из музыкальных инструментов Окинавы в Японию был завезен сямисэн (трехструнный щипковый инструмент типа лютни), который стал одним из самых популярных в период XVII-XIX вв. В это же время в результате феодальных войн многие музыканты Хэйан (ныне Киото) бежали на север острова Кюсю, где со временем возникг ла школа музыки для цукусигото (разновидность кото, инструмент типа цитры). Инструмент использовался для сопровождения вокальных сочинений. Возникли ансамбли, в которых к кото присоединялся сямисэн, кокю (струнный смычковый инструмент) и сякухати (продольная флейта). В результате развития этого пласта культуры возникло множество разнообразных строев кото, которые опирались на звукоряд национального японского лада (инсэмпо), который состоит из двух трихордов в рамках октавы.

К началу XVII в. возник театр кукол, где действия исполняются под аккомпанемент сямисэна. В период Эдо с расширением городов появляется другой театр — Кабуки, где музыка звучала как на сцене, так и за сценой. Здесь начали совершенствоваться жанры танцевальной и вокально-инструментальной музыки.

После революции Мэйдзи в Японии начался процесс усвоения европейской музыкальной культуры. С 1872 г. в школах было введено обучение пению в европейской манере, а в 1887 г. открылась Токийская музыкальная школа, где вели занятия европейские и американские преподаватели. В Японии началась концертная деятельность европейских исполнителей и коллективов. С XX века стали проявлять активность японские композиторы, работающие в европейском стиле.

После 1-й мировой войны были освоены художественные принципы различных европейских течений, и, кроме того, вновь возникло движение по реставрации традиционной японской музыки. Наиболее крупной организацией японских музыкантов того времени стала Японская лига современных композиторов.

После окончания 2-й мировой войны японцы быстро овладели европейскими музыкальными инструментами. Были организованы оркестры и оперные труппы, открыты новые музыкальные школы и колледжи. В 1955 г. при Японской вещательной корпорации открылась студия электронной музыки. Начали проводиться фестивали современной музыки: Международный фестиваль в Осаке (с 1958 года) и Японо-немецкий фестиваль (с 1967 года). Значительный вклад в музыкальное развитие страны вносят всемирно известные фирмы, выпускающие музыкальные инструменты (Каваи, Ниппон Гаккай, Ямаха). В настоящее время в Японии большой популярностью пользуется ансамбль традиционных инструментов "Ниппоника", а характерной чертой является возрастание интереса к традиционной национальной музыкальной культуре.


пьедестал награждения купить - подробное описание у нас | баня на дровах зеленоград