Образование в Японии.

Первые школы в Японии появились в VI в. при буддистских монастырях, игравших в то время роль социальных и культурных центров. Вначале VIII в. был принят первый законодательный акт об образовании, согласно которому началось создание системы государственных школ в столице и провинциях. В этих школах юноши из высших сословий изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. С XIII в. в школах стали обучать и детей самураев.

Развитие торговли и ремесел привело к созданию в XVII в. тэракоя — храмовых школ для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, где обучали грамоте, счету и ручному труду.

К середине XIX в. было введено обязательное начальное образование. Для среднего образования существовали мужские, женские, профессиональные, общеобразовательные и готовящие к продолжению образования школы. Были созданы университеты.

В настоящее время в стране действует система образования, принятая в 1947 г. Она состоит из целого ряда этапов. Воспитание детей начинается с дошкольного возраста. 3-5-летние дети посещают ётиэн или кё-икуэн — детские сады, где их подготавливают к поступлению в школу. Первый этап школьного образования — сёгакко (начальная школа). Он длится 6 лет. Учебный план здесь включает родной язык, обществоведение, мораль, естествознание, математику, музыку, рисование, ручной труд, домоводство. Ученики осваивают азбуку кана и около 1000 иероглифов. Этого, однако, недостаточно, т.к. для чтения, например, газеты необходимо знать около 2000 иероглифов.

Окончив сёгакко, дети поступают в тюгакко — младшую среднюю школу, где обучение продолжается в течение трех лет (с 12 до 15 лет). Здесь увеличивается объем естествознания и математики, добавляется иностранный язык, а число освоенных иероглифов доходит до 2000.

Старшая средняя школа (кото гакко) не является обязательной. Обучение в ней длится 3 года, и оно платное. Для поступления необходимо сдать вступительный экзамен. В кото гакко существует два отделения: общеобразовательное (с разделением на гуманитарные и естественнонаучные направления) и профессиональное (с разделением на технологическое, сельскохозяйственное, коммерческое, домоводческое направления и морской промысел).

Кроме этого, имеются профессиональные школы (аналог наших ПТУ), где обучение длится от нескольких месяцев до 2 лет. Подготовку средних технических кадров ведут 5-летние технические колледжи (кото сэммон гак-ко), где преподается более 20 специальностей инженерного профиля. Это платные заведения с высоким вступительным конкурсом и гарантированным трудоустройством.

С 1976 г. появились школы специальной подготовки (сэнсю гакко), созданные крупными фирмами и корпорациями для подготовки будущих кадров: 1-4-годичные на базе младшей средней школы и 1-2-годичные на базе старшей средней школы. Высшее образование осуществляется институтами и университетами (называются они одинаково — дайгаку). Обучение ведется на базе старшей средней школы в течение 4 (на медицинских факультетах — 6) лет.

Крупнейшие государственные университеты — Токийский (основан в 1877 г., 18 тыс. студентов, 11 факультетов), Киото (1897 г., 15 тыс., 10 ф-тов), Осака (1931 г., 12 тыс, 10 ф-тов), Хоккайдо (1872 г., 11 тыс., 11 ф-тов). Из частных наиболее известны токийские университеты Нихон (1889 г., 94 тыс., 13 ф-тов), Васэда (1882 г., 41 тыс., 7 ф-тов), Тюо (1885 г., 35 тыс., 5 ф-тов), Мэйдзи (1923 г., 3 тыс., 8 ф-тов), Токай (1946 г., 27 тыс., 9 ф-тов), Кансайский университет в Осаке (1886 г., 23 тыс., 6 ф-тов). С 1950 г. в системе образования функционируют младшие колледжи (танки дайгаку) с 2-3-летним обучением на базе старшей средней школы. Юридически они относятся к высшему образованию, но небольшие сроки обучения не соответствуют уровню высшей школы. Большая часть таких заведений — частные, а большая часть студентов (90%) – девушки. Основные изучаемые направления — домоводство, общая культура, уход за детьми, подготовка воспитателей детских садов и учителей начальной школы. В Японии младшие колледжи считаются особым видом женского высшего образования.