Религия Японии.

Современная Япония — яркий пример развитой капиталистической страны, в которой высокий уровень экономики, научно-технический прогресс и современный образ жизни сочетаются с сохранением религиозных традиций у большей части населения, с наличием большого числа религиозных институтов, оказывающих заметное влияние на общественную жизнь. Религиозная ситуация в стране отличается необычайной пестротой, наличием многочисленных течений и традиций. Это, прежде всего, синтоизм (синто) — национальная религия японцев; традиционные школы буддизма, сформировавшиеся в периоды раннего и развитого средневековья; христианство, впервые проникшее в Японию в середине XVI в.; новые религии (или новые общественно-религиозные движения).

Помимо перечисленных течений, вне рамок организованных религиозных групп, сохраняются многие народные верования, восходящие к глубокой древности. Именно эти верования и связанные с ними суеверия и предрассудки наиболее широко распространены в массе народа.

Религиозные представления японцев сформировались в процессе длительного взаимодействия местных культов с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Ни один из элементов, участвовавших в этом процессе, не сохранился в, чистом виде до наших дней. Конфуцианство и даосизм ныне вообще не существуют в Японии как отдельные религиозные традиции. Однако современный синтоизм немыслим без заимствований из конфуцианства, а многочисленные народные верования и суеверия сложились под влиянием даосизма. Элементы даосизма и конфуцианства вошли как составная часть в практику японского буддизма. Синтоизм не только стал вместилищем местных культов, но и формировался под сильным влиянием всех трех привнесенных с материка течений, особенно буддизма.

Специфика формирования религиозных представлений японцев предполагает наличие ряда общих черт, характерных для большинства верующих, независимо от того, к какой конфессии каждый из них причисляет себя. Это, в первую очередь, ярко выраженный религиозный синкретизм, проявляющийся в том, что различные религиозные традиции не существуют обособленно, а мирно уживаются в религиозной практике одной и той же семьи или даже одного и того же человека. Для подавляющего большинства верующих характерна принадлежность одновременно к синто и одной из традиционных школ буддизма, хотя нередки случаи, когда приверженец синто-буддистского комплекса является также адептом одной из новых религий. Это обстоятельство приводит к тому, что, согласно официальной статистике, количество верующих оказывается выше численности населения, так как один и тот же верующий учитывается при подсчетах дважды, а то и трижды.

Общими для всех конфессий, за исключением христианства, являются такие черты, как культ предков, представления о преемственности между человеком и божеством, что обусловливает практику обожествления людей после смерти, вера в существование душ усопших. Все религиозные течения придают большое значение обрядности. Широко распространены религиозные по своему происхождению местные праздники и культы, исповедуемые без посредничества священнослужителя.

Отношение японцев к религии сложно и противоречиво. По данным опросов общественного мнения, лица, причисляющие себя к тому или иному религиозному течению, составляют лишь треть населения. В то же время, как правило, более половины опрошенных демонстрируют приверженность к таким понятиям, как вера в сверхъестественное, в загробную жизнь. Наконец, не менее 70% лиц, не причисляющих себя ни к одному из религиозных течений, не только не отрицают религию, но и признают за ней важное место в духовной жизни человека.

Самым же существенным является то, что большинство японцев, включая многих из тех, кто считает себя атеистами, связаны с внешней обрядовой стороной религии и периодически прибегают к посредничеству религиозных институтов, участвуя в их деятельности. Типичными примерами этого служат массовые новогодние паломничества в синтоистские святилища и буддистские храмы, в которых принимает участие до трети населения, обязательные синтоистские обряды при проведении строительных работ, открытии предприятий, магазинов. Значительная часть свадебных обрядов проходит с участием синтоистского священника. Всего в Японии насчитывается примерно 500 религиозных объединений, зарегистрированных либо в министерстве просвещения, либо властями префектур. Около 5,8 тыс. культовых учреждений не входят ни в одно из объединений, представляют собой самостоятельные "религиозные юридические лица". Среди них — известные храмы и святилища, такие, как, например, Ясукуни. Общее число культовых сооружений (святилища, храмы, церкви и молельные дома различных конфессий) достигает 230 тыс. Самую многочисленную группу религиозных объединений — 40% от общего числа—составляют буддийские, включая новые общественно-религиозные движения, связанные происхождением с традиционными школами буддизма, 36,2% — синтоистские объединения, 16,8%—христианские и 7%—прочие, в число которых входят преимущественно новые общественно-религиозные движения, непосредственно не связанные происхождением с буддизмом или синто. В эту же категорию входят несколько небольших групп верующих мусульман.

В противоположность культовым учреждениям синто и традиционных школ буддизма, ориентированным преимущественно на удовлетворение потребностей населения в тех или иных обрядах, организации ряда новых общественно-религиозных движений ориентированы в первую очередь на вовлечение в число своих адептов молодых людей, оказавшихся проигравшими в конкуренции за комфортабельное место в жизни. Такие организации предлагают пути к духовному совершенствованию, к поиску новых символов веры. Именно поэтому идеологи новых общественно-религиозных движений часто пытаются представить свои вероучения в качестве "философии жизни" или "морально-этических учений", следование которым способно привести к "восстановлению человечности" в обществе и к "духовному спасению личности". Ведущее место среди них занимает необуддийская организация Сока гаккай. Заметную роль также играют Риссё косэй кай, Рэй ю кай, Тэнри кё, Сэйтё-но иэ и некоторые другие.

С 70-х гг. в стране появились многочисленные группы, делающие упор на мистицизм и различные виды магии. Наибольшей популярностью среди этих групп, получивших в японской религиоведческой литературе название "новые новые религии" ("син син сюкё"), пользуются Агон сю, сочетающая проповедь ранних буддийских текстов с мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов-отшельников (сюгэндо); Суке махикари (Религия почитания истинного света) и Сэкай махикарн буммэй кёдан (Религиозная ассоциация мировой цивилизации истинного света), в культе которых важное место занимает "исцеление" посредством магии. Подобные группы, число приверженцев которых в последние годы заметно растет, спекулируют как на увлечении части населения мистикой, так и на росте эсхатологических настроений, вызванном обострением экологических проблем.

Религиозные организации активно участвуют в таких сферах общественной жизни, как образование, культура, социальное обеспечение. В их ведении находится 30% всех частных детских садов, 56% начальных школ, соответственно 36 и 26% средних школ первой и второй ступеней, 31% колледжей, 25% университетов, большое число больниц, домов для престарелых, детских приютов, домов инвалидов. Они владеют многочисленными музеями и художественными галереями, библиотеками, другими культурными учреждениями и спортивными сооружениями. По масштабам издательской деятельности такие организации, как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Сэнтё-но нэ, стоят в одном ряду с крупнейшими издательскими центрами страны.