Икэбана

Икэбана — искусство компоновки цветов и веток в вазе, вид прикладного искусства. Его истоки восходят к середине VI в. и связаны с ритуальным подношением цветов божествам буддистского пантеона. Как особый вид прикладного искусства икэбана сложилась к середине XV в. Впоследствии появились различные стили, развивающиеся в рамках нескольких школ. Каждая из них имела свою определенную эстетическую теорию. Основные стили икэбаны — нагэири (с использованием высоких узких ваз, в которых цветы располагаются как бы в естественном виде), морибана (с использованием плоских сосудов и специальных металлических подставок с игольчатыми стержнями — кэндзан; несет на себе влияние европейского искусства), дзиюбана (с произвольной аранжировкой), дзэнъэйбана (с аранжировкой авангардистского типа).

Ведущие школы икэбана — Икэнобо — первая в истории этого искусства, строго каноничная и традиционная, Охара — создательница стиля морибана и Согэцу, для которой характерна объемная графическая композиция.

Икэбана — это целый мир, своеобразный, развивающийся по своим законам, говорящий на своем художественном языке. В основе каждой композиции присутствуют, как правило, три элемента, символизирующие Небо, Землю и Человека. Составляющие элементы — сосуд (ваза) и растительный материал (цветы, ветки, травы). Икэбана имеет определенную символику соотношения со временем, сезоном года и событиями. В соответствии с ними подбираются и составляющие элементы. Ведущими принципами икэбаны являются простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность при глубокой философской обоснованности сюжета и проработке деталей композиции.