Японский театр.

Театр в Японии насчитывает многовековую историю и отличается большим жанровым многообразием. В нем сохраняются театральные формы, возникшие на разных этапах истории страны и бытовавшие в разной социальной среде.

В Японии можно увидеть появившееся в VIII в. придворное церемониальное театральное представление бугаку, исполняющееся под музыку гагаку, а во время религиозных праздников исполняются еще более древние синтоистские мистерии кагура.

Самой строгой классикой в Японии считается возникший в XIV в. театр ноо, вид очень условной танцевальной оперы, в которой воплощаются военно-феодальные эстетические идеалы средневекового самурайства, а актеры играют в масках. Представления театра ноо устраиваются регулярно. В Токио ежемесячно проходит около 20 спектаклей.

Они рассчитаны на довольно узкий круг любителей этого жанра и идут не более двух дней подряд. Труппы актеров ноо сохраняют замкнутую средневековую структуру, ими руководят главы школ, полностью определяющие их творческую деятельность. Актеры и музыканты не имеют права переходить из одной школы в другую. В крупных городах существует по несколько театров, принадлежащих отдельным школам.

Официально признанный репертуар ноо состоит из 258 пьес, большинство которых было создано в XIY-XYI вв. Кроме того, на сцене ноо иногда ставятся новые сцены (синсакуноо), создаваемые по случаю особо важных государственных торжеств или по заказу религиозных организаций.

В качестве интермедий между пьесами в театре ноо исполняется простонародный фарс — кёгэе. Он может быть представлен и самостоятельно.

Очень популярен в Японии кукольный театр бунраку. Многочисленные труппы кукольников различаются по способу вождения кукол, манере исполнения и репертуару. Среди кукольных театров есть такие, где используются ниточные марионетки, куклы, управляемые руками или с помощью реек, где актеры играют наряду с куклами. Репертуар этих театров состоит из сказок и пьес. В традиционном театре бунраку сказитель гидаю под аккомпанемент сямисэна ведет повествование, а большие куклы, каждую из которых ведут три кукловода, очень живо отображают все на сцене.

Ведущим жанром японского традиционного театра является кабуки. Представления кабуки устраиваются в больших, специально оборудованных помещениях.

В кабуки четко различаются актерские амплуа; все женские роли исполняются актерами-мужчинами — оннагата. Амплуа и сценические имена передаются родному или приемному сыну или ученику. Ведущие актерские династии насчитывают много поколений. В репертуар театров кабуки входят в основном классические пьесы в каноническом исполнении. Крупнейшим драматургом-классиком кабуки считается Тикамацу Мондзаэмон.

Почти все театры кабуки принадлежат компании "Сётику", владеющей большинством крупных театральных помещений. Исключением является театр "Дзэнсиндза".

Помимо вышеперечисленных традиционных жанров, очень популярны устраиваемые в небольших театрах представления народного эстрадного театра ёсэ, которые также считаются каноническими.

Определенное место на японской театральной эстраде занимают так называемые промежуточные жанры (тюкан энгэки), возникшие в конце прошлого века после революции Мэйдзи. Главные из них — симпа, синкокугэки и гэндангэки.

Жанры симпа и синкокугэки объединяют элементы традиционного и нового театров. Каждый из них представлен только одной труппой. В репертуаре симпа преобладает мелодрама из жизни средних слоев конца XIX — начала XX века. В репертуаре синкокугэки — остросюжетные пьесы из жизни самураев и разбойников средневековья. Кульминацией таких пьес служат сражения на мечах, давшие им общее название кэнгэки. Из них вырос популярный жанр современного кино — самурайские фильмы тямбара.

Гэндайгэки — спектакли современной драмы, в которых принимают участие актеры кабуки.

Очень широко распространена современная драма сингэки. В Японии функционируют около 70 трупп сингэки, основная масса которых сосредоточена в Токио. Самые крупные из них — "Мингэй", "Бункагудза" и "Хаюдза". Театры сингэки придерживаются самых разных творческих направлений, значительную часть их репертуара составляют пьесы современных западных драматургов. В последнее время в Японии появилось большое количество микротеатров авангардистской ориентации.